Microsoft Excel

трюкиприёмырешения

Как в Excel применять функцию ЕСЛИ()

Функция ЕСЛИ() является одним из самых мощных инструментов в мире функций. Если вы сумеете освоить ее в работе, вы перейдете на новый уровень создания формул.

Давайте начнем с простейшей возможности использования формулы. Синтаксис: ЕСЛИ (лог_выражение; значение_если истина), где лог_выражение — логическое выражение, то есть выражение возвращающее значение ИСТИНА или ЛОЖЬ (или эквивалентные численные значения: 0, если ЛОЖЬ, и любое положительное значение — ИСТИНА, и где значение_если истина — значение, возвращаемое функцией, в случае если лог_выражение имеет значение ИСТИНА.

Например, разберем следующую формулу: =ЕСЛИ(A1>1000;"много"). Логическое выражение А1>1000 используется для проверки. Допустим, вы добавите данную формулу в ячейку В1. Если логическое выражение является истинным (оно является таковым, когда число в A1 больше 1000), функция возвращает значение «много», и именно это вы увидите в ячейке В1 (в случае если А1 меньше 1000, вы увидите значение ЛОЖЬ).

Другое простое применение функции — проверка для вывода предупреждений. Например, если у вас имеется книга с результатами увеличения продаж различных товаров в процентах. Будет полезно отметить определенным образом товары с уменьшившимися продажами. Базовая формула для такой отметки представляет собой следующее: =ЕСЛИ(ячейка < 0; отметка).

Здесь ячейка - адрес ячейки для проверки, а отметка - определенного рода текст для вывода на экран для указания на отрицательное значение. Вот пример: =ЕСЛИ(В1 < 0; "«««««").

Немного более улучшенная версия отметки, в которой она будет зависеть от величины отрицательного значения, выглядит так: =ПОВТОР("<";В1*-100). Это выражение умножает процентное значение на 100 (минус указан, для того чтобы сделать значение положительным) и затем использует результат для указания количества знаков для вывода. Вот итоговая формула: =ЕСЛИ(В1<0;ПОВТОР("<";В1*-100)). Рис. 4.15 показывает, как это выглядит на практике.

Рис. 4.15. Пример использования функции ЕСЛИ()

Рис. 4.15. Пример использования функции ЕСЛИ()

Обработка ложного результата

Как вы можете видеть на рис. 4.15, если в функции ЕСЛИ() логическое выражение принимает отрицательное значение, функция возвращает ЛОЖЬ в качестве результата. Это не является критическим недостатком, однако делает рабочие листы как бы «тяжелее», чем если бы в результате возвращалась, например, пустая строка.

Для того чтобы сделать это, вам необходимо использовать расширенный синтаксис функции: ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь). Первые два аргумента мы с вами уже знаем, а последний аргумент значение_если_ложь задает значение для возврата функции ЕСЛИ(), когда результат вычисления лог_выражения является ложным.

Например, рассмотрим следующую формулу: =ЕСЛИ(A1>1000;"много";"мало"). Если на этот раз ячейка A1 содержит число, меньшее или равное 1000, формула выведет строку «мало». Для примера с отметкой отрицательных объемов продаж (см. выше рис. 4.15) необходимо использовать следующую формулу: =ЕСЛИ(B1<0;ПОВТОР("<";B1*-100);"").

Рис. 4.16. Обработка ложного результата

Рис. 4.16. Обработка ложного результата

Как вы можете судить по рис. 4.16, рабочий лист теперь выглядит гораздо лучше.

Предотвращение деления на ноль

Как мы уже указывали ранее, функция возвращает ошибку #ДЕЛ/0!, если формула пытается поделить какое-то значение на 0. Для устранения даже возможности совершения такой ошибки вы можете воспользоваться функцией ЕСЛИ() для проверки деления.

Например, простейшее вычисление процента валовой прибыли по формуле (Доходы - Расходы)/Доходы. Для уверенности в том, что значение Доходы не равно нулю, используйте следующую формулу (предполагается, что вместо слов Доходы и Расходы будут подставлены необходимые значения): =ЕСЛИ(Доходы <> 0; (Доходы - Расходы)/Доходы; "Доходы равны 0!"). Если логическое выражение Доходы <> 0 верно, значит, произойдет вычисление по формуле. В противном случае функция вернет предупреждающее сообщение вместо ошибки.

Важными задачами учебного курса в школе являются развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля, для чего используется поурочное планирование процесса обучения. Большое значение придается умению рассказывать о выполненной работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и установлением логических связей в излагаемом материале.

Top