Как уже было сказано во введении, у программных объектов имеются различные свойства. Первое очевидное желание заключается в том, чтобы просмотреть (а затем и изменить) значения свойств объектов. Для просмотра свойств объекта его необходимо сначала выделить в режиме конструктора (щелкнуть на нем мышью), а затем с помощью пиктограммы Свойства (она расположена рядом с пиктограммой Режим конструктора) открыть окно свойств (рис. 1.8).
В окне свойств отображается таблица набор строк в два столбца. При этом левый столбец отводится для названий свойств, а в нравом расположены значения этих свойств. Понятно, что содержание левого столбца изменить нельзя свойства объекта уже определены его разработчиком (компанией Microsoft). А значения свойств мы поменять можем для этого достаточно щелкнуть в ячейке правого столбца и изменить се содержание.
Если приглядеться к окну на рис. 1.8, то мы увидим, что для ряда свойств возможны только два варианта значений. Например, для свойства Visible (определяет видимость объекта на экране) возможны только значения False и True. Такая ситуация наблюдается и для ряда других свойств. Среди них можно отметить Enabled определяет доступ к объекту в режиме выполнения (если установить для этого свойства значение False и выйти из режима конструктора, то объект будет недоступен). Свойство AutoSize позволяет обеспечить автоматическую подгонку размеров кнопки под размер текста, расположенного на ней. Такое будет происходить, если установить True в качестве значения данного свойства.
Для некоторых других свойств следует устанавливать числовые значения. Так, местоположение и размеры элемента управления определяются следующими свойствами:
Если для свойства Enabled установлено значение False, то элемент управления на экране будет выглядеть более блекло (такая ситуация знакома по работе с различными приложениями, когда ряд разделов меню недоступен).
Если теперь в режиме конструктора выбудете перемещать созданную на листе кнопку но экрану и изменять ее размеры (с помощью окружающих ее маркеров), то соответствующие значения в окне свойств будут меняться. И наоборот, изменив значения в окне свойств, вы увидите изменения на экране. Для установки значений ряда свойств следует использовать пиктографические меню. Так, с помощью свойства BackColor можно изменять цвет кнопки. Для этого всего лишь требуется щелчком мыши выбрать необходимый цвет (рис. 1.9). Аналогичное свойство ForeColor определяет цвет текста на кнопке. За надпись на кнопке отвечает другое свойство Caption. Если напротив названия этого свойства ввести текст (рис. 1.10), то мы увидим его и на кнопке.
Для изменения шрифта текста на кнопке имеется свойство Font. Если в окне свойств попытаться изменить его значение, то перед вами откроется знакомое (но работе с различными приложениями) окно для выбора шрифта и размера букв (рис. 1.11). При этом технические действия здесь выполняются с помощью щелчков мышью.
Еще одно интересное свойство, Picture, позволяет разместить на кнопке изображение (рис. 1.12) из графического файла. Для этого в качестве значения свойства следует указать имя файла. Это действие производится с помощью стандартного диалогового окна (рис. 1.13), в котором необходимо выбрать один из графических файлов на компьютере либо в сети. В случае, если вы захотите убрать изображение, то в ноле для значения данного свойства следует воспользоваться клавишей Delete.
Во введении уже упоминалось, что основное свойство объекта это имя. В окне свойств оно называется Name. Как мы видели (см. рис. 1.8) на примере создания кнопки, Excel автоматически присвоил ей имя. Имя первой созданной кнопки на рабочем листе по умолчанию CommandButtonl, которое вы при желании можете изменить. Явной необходимости изменения имен, которые присваиваются по умолчанию, нет. Однако очень часто программисты назначают объектам свои имена. Это связано с тем, что к любым объектам на листе мы можем получить доступ из текста программы (фактически требуется обращаться к свойствам и методам этих объектов), указав имя конкретного объекта. В связи с этим с точки зрения организации программного кода часто удобнее использовать свою систему назначения имен объектов.
Система формирования имен по умолчанию заключается в комбинации типа элемента управления (CommandButton — командная кнопка) и числа (порядкового номера элемента управления данного типа).
Для первой созданной кнопки имя — CommandButton1. Если мы на рабочем листе разместим еще одну кнопку, то она будет иметь имя CommandButton2. При добавлении последующих кнопок данный принцип сохраняется. Если вы все же решитесь изменить имя, то вместо CommandButton1 в окне свойств следует набрать слово или словосочетание, которое вас устраивает. Но заметим, что оно должно быть без пробелов внутри (частая ошибка в первых разработках). В качестве примера подберем новое имя для кнопки — PrimerButton.
Теперь, если вы произвели описанные выше установки (а также убрали изображение очистили значение в свойстве Picture), кнопка будет выглядеть так, как показано на рис. 1.14. Для свойства AutoSize здесь установлено значение True, что позволяет подогнать размеры кнопки под расположенную на ней надпись.
С подобных шагов начинается любая разработка на листе размещаются элементы ActiveX, и ряду их свойств присваиваются необходимые значения. На первый взгляд свойства Name и Caption похожи, и кажется, одно из них является лишним. Однако это не так, и в связи с этим дадим небольшое пояснение. Дело в том, что Name внутреннее название объекта, и значение этого свойства используется на программном уровне (во введении об этом уже шла речь). Если мы хотим использовать в программном коде обращение к свойствам и методам объекта, то в строке программной процедуры необходимо указать имя объекта. Свойство же Caption отвечает просто за надпись на кнопке, и значение его только отображается на экране.
Реально у каждого элемента ActiveX имеется много свойств. Некоторые из них являются общими для большинства (или даже для всех) элементов ActiveX, а другие свойства уникальны для определенных элементов управления.
Таким образом, результатом выполненных действий явились создание нового объекта в нашей рабочей книге Microsoft Excel и установка значений для ряда его свойств. Вообще, в режиме конструктора мы размещаем на рабочем листе элементы ActiveX и устанавливаем значения их свойств, а в режиме выполнения работаем с созданными объектами (щелкаем кнопками, вводим текст в текстовые окна и т. д.).